АРХИВ

11 октября 2009 года исполнилось сто лет со дня рождения Авенира Петровича Софьина – знаменитого фронтового оператора, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР.

ЛЕТОПИСЕЦ

Как-то, работая в очередной раз в Красногорском государственном архиве кино-фотодокументов, увидел в картотеке знакомую фамилию: «Софьин А.П., кинооператор». Как говорится «любопытства ради» вытянул деревянный ящичек с перечнем работ мастера. Список оказался впечатляющим. Среди названий – множество «сюжетов» из киножурналов, всесоюзных, республиканских и местных, различные спецвыпуски, материалы кинолетописи. И конечно – фильмы, фильмы...

Авенира Петровича Софьина я видел – страшно подумать! – ещё до войны. И не раз. Саратовское отделение «Совкино» – впоследствии Нижне-Волжская студия кинохроники – размещалась тогда в доме номер 5, по проспекту Кирова. Где и прошло моё детство.

В хорошую погоду молодые крепкие парни вытаскивали во двор тяжёлые неуклюжие кинокамеры на деревянных треногах, подзывали кого-нибудь из нас, мальчишек, говорили: «Стой, не вертись!». Наводили объектив – и медленно, плавно крутили ручку (моторов у аппаратов тогда не было). Теперь я знаю – это готовились пробы плёнки, перед съёмками.

Среди пареньков был помощник – потом ассистент – оператора Софьин.. Постепенно перспективному ученику начали доверять и самостоятельные съёмки – в фильмах «Седой Каспий», «Республика немцев Поволжья», «Джангар»...

Но вот – война. А.Софьин работает в составе фронтовых киногрупп Западного и Юго-Западного фронтов. Снятые им кадры вошли в фильмы «Сталинград» (за эту работу он получит Государственную премию СССР), «Бобруйский котёл», «На подступах к Варшаве», «Майданек», «Померания» и многие другие. Его съёмки использовали великие кинорежиссёры: Александр Довженко («Битва за Советскую Украину»). Юлий Райзман («Берлин»), Михаил Ромм («Обыкновенный фашизм»). Они вошли в двадцатисерийный телефильм «Великая Отечественная».

И сейчас его знаменитые кадры растиражированы, постоянно мелькают на кино и телеэкранах. В том числе и за рубежом.

В 1946 году Софьин вернётся в Саратов. А с 1953 года – и до конца жизни – он работает в Волгограде, начальником корреспондентского пункта Нижне-Волжской студии кинохроники.

День за днём, год за годом он снимал возрождение города. Восстановление Тракторного и завода «Красный Октябрь», строительство новых промышленных гигантов, пуск Волжской ГЭС... Он стал подлинным летописцем города-героя.

По-настоящему я познакомился с Авениром Петровичем в 1958 году. В качестве редактора киностудии мне доводилось часто ездить в Волгоград – на съёмки фильмов и сюжетов, для составления тематических планов. Потом я дебютировал как режиссёр-документалист. И вот в 1967 году мне предложили снять в низовьях Волги большой цветной фильм «На родине Мальвы». В тех местах когда-то бродил с рыбацкой ватагой молодой нескладный парень Алёха Пешков – будущий Максим Горький. Там он написал один из своих ранних рассказов «Мальва».

«А кто будет оператором?» – спросил я главного редактора. «Софьин».

И тут, честно признаюсь, я призадумался... Дело в том, что Авенир Петрович был в ту пору основным поставщиком сюжетов для всесоюзного киножурнала «Новости дня». Что ни день, в город-герой приезжали, приплывали, прилетали секретари ЦК КПСС, министры иностранных дел, короли и королевы, принцы и принцессы, шахи, всевозможные делегации из разных стран и континентов. На таком конвейере просто было нельзя не заштамповаться.

Я и не подозревал, что знаменитому фронтовому оператору, лауреату и орденоносцу Софьину давным-давно надоела эта официальщина, что в нём живёт тоска по настоящему «живому» документальному кино.

Первые же съёмки показали – фронтовая школа не забыта. Поражала постоянная готовность оператора, если можно так выразиться, к «выстрелу», умение в необходимый момент вскинуть камеру, мгновенно найти ракурс, выстроить кадр – и не забыть при этом навести на фокус, поставить диафрагму – ну и, конечно, нажать на спуск.

И ещё – он умел быть незаметным, не привлекать к себе внимания. Никогда не командовал на съёмочной площадке – чем частенько грешат плохие документалисты.

А какая самоотверженность! Помню, как он, отнюдь не молодой человек, перепрыгнул на ходу с баркаса на шедшую параллельно баржу. И это – с тяжёлой камерой в руках!

Или вот ещё эпизод... В одном из узких волжских протоков мы снимаем проходящее мимо рыболовецкое судно. На нас – высокие прорезиненные робы. Но, увлечённые съёмкой, мы забыли о поднятой баркасом волне. Несколько секунд – и мутный вал накрыл нас с головой... Но в последнюю секунду Софьин поднял вверх на вытянутых руках свой верный «Конвас». Камера и драгоценная отснятая плёнка были спасены.

В этом фильме Авенир Петрович подтвердил не только свой талант и опыт репортёра. Он показал себя тонким лириком, настоящим кинохудожником, замечательно чувствующим цвет, ритм, настроение.

Рядом с этим бывалым солдатом, фронтовиком, я, начинающий режиссёр, чувствовал себя как за каменной стеной. Мы не то чтобы сдружились... Слишком большая разница в возрасте, жизненном опыте. Но доверие было полное.

С Авениром Петровичем мы сняли ещё несколько лент. Запомнился фильм «Горячий простой» – о бригаде сталеваров завода «Красный Октябрь», ремонтирующих мартеновскую печь – этакое пышащее жаром чудовище – не дожидаясь её остывания. Любопытно, что в соседнем цехе работала киногруппа из Москвы. Софьин не без иронии наблюдал, как столичные «мэтры» расставляли десятки осветительных приборов. И всё-то им казалось – мало!

Софьин весь фильм снял с парой «перекалок». Но зато как это выглядело на экране! Настоящая симфония огня! Недаром наша картина получила на очередном Всесоюзном кинофестивале специальный диплом жюри «За поэтическое отражение труда на экране».

Удивительно, но я ни разу не видел на его груди золотого знака лауреата. И боевых наград. Даже в Дни Победы, на Мамаевом кургане, когда всё вокруг сверкало и стоял сплошной звон от орденов и медалей ветеранов – Авенир Петрович был в обычном рабочем костюме. Понятно – почему. Все праздновали. Он – работал.

Юрий Чибряков - кинодраматург, режиссёр, член Союза кинематографистов

____________________________________________________________________________________________________________

17 декабря в Аркадакском Доме культуры, в рамках проекта «Найти в себе героя», прошла встреча саратовских кинематографистов с учащимися школ района. Юрий Александрович Чибряков представил свой фильм «Нансен в России»: великий гуманист, первый лауреат Нобелевской премии мира Фритьофе Нансене, приехал в 20-е годы прошлого века в Россию для борьбы с голодом. Картина вызвала большой интерес еще и потому, что снималась в том же Аркадакском районе, в селе Росташи. Затем состоялся фестивальный показ любительских фильмов, снятых школьными объединениями района.
Мероприятие прошло при поддержке управления культуры администрации Аркадакского района.


____________________________________________________________________________________________________________

18 декабря в Базарном Карабулаке на площадке средней общеобразовательной школы №1, в рамках проекта «Найти в себе героя», прошла презентация видеофильмов, созданных учениками школ района. Состоялось обсуждение работ, после чего кинодокументалисты провели мастер- классы.
Мероприятие прошло при поддержке управления образования администрации Базарного Карабулака.

____________________________________________________________________________________________________________

25 декабря в Балтае в рамках проекта «Найти в себе героя» саратовские документалисты провели мастер- классы со старшеклассниками Балтайской общеобразовательной школы.
Мероприятие прошло при поддержке отдела культуры администрации Балтайского района.

____________________________________________________________________________________________________________

10 января в Саратовском областном Доме работников искусств состоялся просмотр и обсуждение документального фильма Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский: Обратная сторона «Сталкера»».

Клуб любителей документального кино приглашает всех желающих каждую вторую пятницу месяца на просмотры в Саратовский областной Дом работников искусств.

____________________________________________________________________________________________________________

21 января в Саратовской кадетской школе-интернате прошла встреча саратовских кинематографистов с учениками школы в рамках проекта «Найти в себе героя».

Смотрели и обсуждали два документальных фильма: «Семь дней в августе» Юрия Чибрякова и «Мой клоун» Светланы Модель.